Курс «Психоанализ юного субъекта»

В самом первом приближении данный курс можно было бы назвать курсом по «Детскому психоанализу». Однако, название «Психоанализ юного субъекта» более точно соответствует сути излагаемого в данном курсе, так как исходным положением предстает отсутствие коренных различий в так называемом «детском» психоанализе и психоанализе взрослого субъекта на привычных возрастных основаниях. В то же самое время в курсе большое внимание уделено обнаружению тех различий, которые обнаруживаются при отказе от простых возрастных привязок. Курс основан на теоретических положениях Фрейда З., Лакана Ж. и Дольто Ф. Наследие Дольто дает очень сильные ориентиры в клинической работе с юным субъектом, в то же время, можно сказать, что оно практически не раскрыто для русскоязычного читателя и в силу отсутствия хороших переводов, и в силу того, что ключи для осмысления ее теоретических положений лежат в поле довольно сложных концепций Лакана. Попытки чтения Дольто вне лакановского психоанализа оборачиваются значительным упрощением и вульгаризацией ее концепций. Хорошо известны слова Лакана, обращенные к Дольто: «В клинической практике ты делаешь то, о чем я говорю на своих семинарах».

Данный курс может быть интересен практикующим психоаналитикам, приступающим к своей практике, а также тем, кто имеет отношение к юному субъекту в иных институциях, — педагогам, медикам, воспитателям.

В программе курса: прояснение основных этических ориентиров подхода к юному субъекту, вопросов детской сексуальности, положений стадии зеркала Лакана и Дольто, логики эдипализации субъекта, клиники фобий, различения догенитального и генитального субъекта, сексуации биологической девочки и становления в женской позиции, внимательный разбор положений теорий Франсуазы Дольто. Все перечисленные вопросы сопровождаются разбором клинических случаев. Первая часть курса нацелена на прояснение сути сборки собственного я в стадии зеркала Лакана и в фазе зеркала Дольто. Еще одна важнейшая составная первой части – это обнаружение психоаналитических подходов к наиболее сложному диагнозу современности – аутизму, который сегодня предстает вопросом во многом политическим, а также полем противостояния психоанализа и поведенческих подходов.

Вторая часть курса помимо ключевых вопросов эдипализации субъекта, поднимает один из сложнейших вопросов, который по признанию Фрейда, остается «черным континентом» психоанализа – вопрос сексуации (выбора пола) биологической девочки. Полем клинического интереса будут фобии с выявлением их двух различных структурных форм.

Третья часть курса посвящена детальному разбору положений Дольто. В фокусе рассмотрения – бессознательный образ тела как способ говорить о становлении и усложнении психической реальности и тех невозможностях, с которыми сталкивается субъект. Особенностью данной части является анализ многочисленных клинических случаев. Все три части сопровождает поэтапный разбор сути сложностей детского психоанализа, что настоятельно требует прояснения оснований выстраивания того, что можно назвать психоаналитическим кадром: работа с родителями, оплата сеансов, выяснение стороны запроса.

Курс построен по принципу трех частей (по 30 часов), каждая из которых является самостоятельной и, в то же время, встраивается в конструкцию общего курса.

  • 8 (812) 3366399
  • Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.
© 2011- ООО "НИЦ ВЕИП"
Designed by Alex Tyapin